Страница обновлена 13.12.2023

Государственное учреждение
Ярославской области
«Переславль-Залесский
санаторный детский дом»

Страница обновлена 13.12.2023
Государственное учреждение
Ярославской области
«Переславль-Залесский
санаторный детский дом»

БУЛЛИНГ.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ДЕТСКОГО ДОМА

Описание: C:\Users\User\Desktop\буллинг.jpg

Травля в школе, в детском доме – сложная и тяжелая тема. Многие знают это явление под названием «буллинг». В современных школах более 10% учеников подвергаются буллингу ежедневно. Дети могут быть очень жестоки по отношению к своим сверстникам. Но особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, когда важно самоутвердиться, и зачастую это делается за счет более слабых одноклассников.

Буллингу подвергаются в первую очередь те, кто не может дать отпор, кто слабее физически или не вписывается в общую систему. Это могут быть дети, имеющие различные особенности в поведении и внешности, закрытые и необщительные, слишком умные или наоборот – дети с более низким интеллектом и др.

Травля может начинаться с психологической агрессии, а дальше перерастать в физический, сексуальный или кибер-буллинг. Вариантов очень много. Буллинг может выражаться в физической агрессии, оскорбительных жестах, коллективном бойкоте, вымогательстве денег или вещей, материальном вредительстве, в обидных и оскорбляющих высказываниях в адрес человека или его близких и многое другое.

Буллинг может продолжаться и в интернете, где жертве пишут на стену оскорбительные надписи, высылают гадкие картинки или делают обидные мемы. Зачастую, именно кибербуллинг (травля в интернете) приводит детей к суициду, являясь финальной каплей, так как от подобного очень тяжело скрыться.

 

Если ваш воспитанник подвергается травле в ШКОЛЕ.

 

Описание: C:\Users\User\Desktop\фото буллинг.jpg

Далеко не всегда дети говорят о том, что в школе они подвергаются травле и издевательствам. Воспитатели на протяжении долгого времени могут не подозревать об этом. Как же понять, что в школе у ребенка не все хорошо, что каждый день над ним издеваются и всячески унижают? Как это можно выяснить, если он молчит и ничего не говорит вам? В этом случае могут немного помочь довольно характерные особенности в поведении:

 

  • Ребенок возвращается из школы в плохом, подавленном настроении;
  • Ребенок с большой неохотой каждый день идет в школу, старается пропускать уроки или сам внезапно с них уходит, не говоря об этом вам;
  • У ребенка может не быть друзей, он ни с кем не общается и всегда пребывает в одиночестве;
  • У ребенка может нарушиться сон, начать проявляться признаки аутоагрессии (причинение вреда самому себе), он становится очень нервным и закрытым;
  • Ребенок отказывается участвовать в школьных мероприятиях;
  • Ребенок не делится никакими историями из школьной жизни, не рассказывает об одноклассниках или уроках, просто молчит об этом;
  • У ребенка может заметно снизиться успеваемость в школе.

Если у вашего воспитанника наблюдаются какие-то из этих признаков, это может быть сигналом, что у него не все хорошо. Чтобы узнать наверняка, имеет смысл сначала поговорить непосредственно с ребенком. Если же он отказывается обсуждать эту тему, стоит сходить в школу и обсудить этот вопрос с учителями и школьным психологом, так как они, по идее, не могут не видеть того, что происходит на территории школы. Если ребенок действительно стал жертвой буллинга в школе, важно очень спокойно и последовательно начать работу, направленную на помощь пострадавшему. Мы постарались выделить наиболее важные моменты, на которые стоит обратить внимание и выстраивать свою работу, опираясь на них:

  • Не игнорировать. Если ребенок говорит о том, что в школе он подвергается травле, не стоит игнорировать его слова. Не нужно пускать все на самотек и говорить «не обращай внимание, все пройдет». Увы, такое «само» проходит крайне редко. В большинстве случаев буллинг может прекратиться только после вмешательства со стороны. А такие слова, сказанные ребенку доверенным взрослым, уничтожают доверие. Он понимает, что помощи ему ждать неоткуда, и замыкается в себе и в своем горе.
  • Поговорить с ребенком. Самое важное, что нужно сделать сразу – это мирно, тихо обсудить с ним все, что происходит, узнать как можно больше информации, причины, имена обидчиков. Важно дать понять ребенку, что он может доверять вам, что находясь рядом со взрослым, он может не бояться своих обидчиков. Иметь безопасное место, убежище, в этом случае очень важно. Можно предложить забирать его из школы, но тут важно не перегнуть палку, чтобы его не стали травить из-за того, что он как маленький.
  • Трезво мыслить, но не молчать. Важно сохранять максимальное спокойствие, не устраивать скандалов и разборок в школе с руководством или с обидчиками. Это может только навредить. Необходимо донести до директора детского дома информацию о том, что происходит с вашим воспитанником. Если есть какие-то свидетельства, доказательства об издевательствах (видео, фото, побои) – все это нужно предоставить руководству, чтобы они понимали масштаб происходящего.
  • Найти занятие. Имеет смысл предложить ребенку занятия спортом (бокс, карате, любые боевые искусства), искусством, музыкой, которые он сам выберет. И здесь важно в первую очередь не то, что он будет готов давать отпор обидчикам или хвастаться тем, что умеет что-то делать, а то, что, становясь сильнее физически или развивая в себе умение рисовать/играть/творить, он поднимает себе самооценку. В такой ситуации это крайне важно. Также на дополнительных занятиях он, вероятно, сможет найти друзей.
  • Обратиться к психологу. Психолог может дать рекомендации не только ребенку, но и воспитателю.
  • Радикальные решения. Бывает так, что единственным верным и правильным вариантом решения проблемы буллинга является перевод ребенка в другую школу. Новая школа – новая история, и, вероятно, там подобных проблем не будет. Но тут важно, чтобы с ребенком все равно поработал психолог, который сможет немного сгладить острые углы, проработать нанесенную психологическую травму и помочь с вхождением в новый коллектив.

 

 

Если ваш воспитанник подвергается травле в ДЕТСКОМ ДОМЕ.

Если в вашей группе появилась ситуация, которая все больше и больше напоминает травлю ребенка –  следует отнестись к этому очень и очень внимательно. Что следует делать?

  • Поговорите с детьми. Соберите всю группу и максимально спокойно, доброжелательно обсудите со всем, что травля – дело низкое, недопустимое и недостойное. Расскажите о том, что испытывают те, над кем издеваются, что они чувствуют и что переживают. Не вступайте в перепалки или пререкания с агрессорами (лучше поговорить с ними по отдельности), но ответьте на все вопросы, которые задают дети. Обсудите не только роль жертвы и агрессоров, но и что чувствуют те, кто становится свидетелем буллинга и как им себя вести.
  • Должны знать все. Для того, чтобы начать предпринимать необходимые действия, о проблеме буллинга обязательно должны знать психолог, социальный педагог, директор детского дома.

Описание: C:\Users\User\Desktop\буллинг фотки.jpg

  •  
  • Мы – твоя защита. Ребенку важно понимать, что он не один. Дома у детей есть родители, которые в большинстве случаев на стороне ребенка и могут его защитить. В детском доме ребенок также не должен чувствовать  себя беззащитным. Именно поэтому важно дать ему понять, что вы – те взрослые, которые готовы предоставить ему защиту, с которыми можно поговорить, обсудить проблемы.

 

БУЛЛИНГ.

ЧТО ДЕЛАТЬ? СОВЕТЫ РЕБЕНКУ

Описание: C:\Users\User\Desktop\бу.jpg

Если так получилось, что ты стал жертвой буллинга и испытываешь на себе агрессию и негатив со стороны одноклассников или сверстников, то что делать в этой ситуации?
К сожалению, каких-то универсальных советов и «лекарств» от буллинга не существует. Тут все очень индивидуально и зависит от множества факторов – мотивы агрессоров, личность жертвы, обстоятельства вокруг.

 

 

Как показывает практика, попытки жертвы как-то улучшить и изменить свою «неправильность» мало к чему приводят, так как практически всегда буллинг начинается из-за желания агрессора веселиться и самоутверждаться. И изменения в жертве далеко не всегда как-то влияют на агрессора. Бывает и так, что человек, подвергающийся буллингу, дает сдачи или старается игнорировать ситуацию, и этим может только усугубить свое положение, дав обидчикам повод «бить больнее и сильнее».

 

Так как же быть тому, кто подвергается издевательствам? Есть несколько рекомендаций, которые, вероятно, смогут немного облегчить жизнь:

 

  • Поговорить с обидчиками. Попробуй выйти на контакт с теми, кто тебя обижает. Если буллинг начался из-за какого-то конфликта, то вполне вероятно, что могло произойти недопонимание. Иногда разговор помогает решить какие-то вопросы и прекратить агрессию.

 

  • О травмах должны знать! Если тебя постоянно избивают (или как-то физически/сексуально унижают) и на теле остаются ушибы, повреждения и т.д. – не надо молчать об этом! Если есть возможность – стоит обратиться в медпункт, в больницу или травмпункт, чтобы все следы были официально зафиксированы.

 

  • Расскажи! Поговори с теми взрослыми, которым ты доверяешь. Это могут быть воспитатели, школьные учителя или психолог, это могут быть друзья не из школы или родственники. Есть специальные службы, в которые можно позвонить. Например, служба «Телефон Доверия для детей, подростков и их родителей», куда ты можешь позвонить анонимно, бесплатно по телефону: 8 800 2000 122. Взрослые могут помочь изменить ситуацию. Бывает так, что ввиду каких-то причин человек, которому рассказали о буллинге, не принимает никаких действий, чтобы предотвратить проблему. В этом случае стоит говорить с кем-то другим. Главное, чтобы все не затихло. Не молчи об этом!

 

  • Психолог – твой помощник. Не бойся сходить к психологу. В этом нет ничего постыдного или смешного. Возможно, психолог сможет помочь построить линию поведения, обсудить варианты решения проблемы и просто выслушать тебя. Порой незнакомому человеку бывает проще рассказать о том, что на душе, что беспокоит. И еще…Психологами зачастую становятся именно потому, что хотят помогать справляться с такими несчастьями…

Описание: C:\Users\User\Desktop\карт.jpg

 

ЖИЗНЬ – ЭТО ЗДОРОВО!!!

Как сделать жизнь ребенка в детском доме максимально комфортной и психологически безопасной?

Рекомендации педагога-психолога для воспитателей:

Описание: C:\Users\User\Desktop\images (1).jpg

  • Обеспечить воспитанникам условия для соблюдения режима труда и отдыха. Постараться не подгонять всех под «одну гребенку», а постараться найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

 

  • Создать на группе благоприятный психологический климат для всех детей, спокойную, доброжелательную обстановку. В разговоре не повышать тон своей речи, не употреблять жаргонных выражений.

 

  • Начинать приготовление домашних заданий с более сложных предметов, которые занимают у каждого ребенка разное, в соответствии с его способностями, время.

 

  • Учитывать особенности темперамента каждого воспитанника.

 

  • Воспитывать самостоятельность, организованность каждого воспитанника.

 

  • Не лишайте ребенка из-за плохого поведения или плохих оценок от занятий на кружках или занятий любимым делом, так как ребенок таким образом избавляется от напряжения, стресса.

 

  • Оптимальный психологический климат характеризуется преобладанием таких испытываемых воспитанниками эмоций, как доброжелательность, защищенность, мобильность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность, свобода «Я». Неблагоприятный климат – незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.

 

Сохранить благоприятный климат в группе и даже улучшить его поможет, если:

 

- ВЫ будете всегда в позитивном настроении, бодрые и веселые;

- ВЫ умеете слушать и понимать друг друга;

- Вы уделяете личное время и внимание каждому ребенку, хотя бы, по чуть-чуть;

- ВЫ относитесь друг к другу с уважением и доброжелательностью;

- ВЫ помогаете новичкам освоиться в вашем коллективе;

- ВЫ стремитесь к эмоциональному единению «Один за всех и все за одного»;

- ВЫ справедливы ко всем воспитанникам группы;

- ВЫ проявляйте чувство сопереживания и поддержки к тем, кто в этом нуждается;

-ВЫ стараетесь больше времени проводить вместе со своими воспитанниками, стремитесь к коллективному труду и совместным делам.

 

                                       И помните: Успех общения в группе во многом зависит от тех отношений, которые складываются у вас в группе, от уровня сплоченности вашего коллектива!!!

      Аналитический отчет о результатах коррекционно-развивающих программ

педагогом-психологом Басалаевой М.А. 2020-2021учебном   году 

analiticheskiy_otchet_o_realizatsii_korrektsionno-razvivayushchih_programm_za_2020-2021_uch_g_.docx

Отчет о деятельности психологической службы ГУ ЯО "Переславль-Залесский санаторный детский дом"

otchet_o_rabote_pedagoga-psihologa_za_2020-2021_uch_g_.doc

Самоанализ деятельности по сопровождению детей-сирот за 2021 год

otchet_po_proforientatsii_za__2020-2021u_g_.docx

Отчет о деятельности ПСО системы образованияЯО за 2021-2022 год

otchet_psiholog__2022.doc

План работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) на 2022-2023 уг

plan_pmpk_na_2022-_2023_ug.docx

План работы педагога-психолога на 2022-2023 уг plan_raboti_pedagoga_-_psihologa_na_2022-2023_ug.docx

План учителя-дефектолога на 2022-2023 уг plan_uchitelya_-_defektologa_na_2022-2023_ug.docx

Отчет о деятельности ПСО системы образования ЯО за 2022-2023 уг otchet_o_deyatelnosti_pedagogov-psihologov_2023.doc

Отчет о деятельности учителя-дефектолога за 2022-2023 уг otchet_o_deyatelnosti_uchitelya-defektologa_22-23.doc

Отчет о деятельности педагогов-психологов за 2022-2023 уг otchet_o_deyatelnosti_pedagogov-psihologov_2023__1__0.doc

План работы психолога на 2023-24 уч.г. plan_raboti_psihologa_na_2023-24_uch_g.doc

Справка о результатах мониторинга «Психологическая диагностика безопасности среды детского дома»(сентябрь-октябрь 2023 г.)

bezopasnost_sredi_2023_oktyabr.doc

Психолого-педагогические приёмы формирования навыков чтения  priemi_formirovaniya_navikov_chteniya__0.doc

Количественный отчет Детский дом Переславль 2023 г  kolichestvenniy_otchet_2023_god.xlsx

 

 

 

 

 

 



v